Про старт тренінгів для батьків «Відповідальні батьки» з безпеки дорожнього руху поговоримо з директором Центру спеціальної підготовки, інструктором Олегом Картавим.
Ці тренінги організовані Національною програмою з попередження дорожньо-транспортного травматизму дітей та молоді «Traffic Challenge».
Євген Павлюковський: Розкажіть про цю програму?
Олег Картавий: В эту Национальная программу по предупреждению травматизма детей и молодежи на дорогах приходят многие тренинговые организации, в том числе, и наша. Мы там проводим занятия как инструкторы по оказанию первой неотложной помощи.
Сама программа направлена на обозначение следующей проблемы: ребенок в транспортном средстве не защищен, потому что все средства пассивной безопасности, которые есть в авто, предусмотрены для выживания взрослого человека. То есть ни подголовники, ни ремни, ни подушки безопасности особого эффекта для ребенка в момент ДТП не сыграют.
Євген Павлюковський: А дитяче крісло?
Олег Картавий: Кресло дает возможность ребенку уменьшить травматизм.
Євген Павлюковський: Чому так багато людей гине на українських дорогах?
Олег Картавий: Я считаю, что из-за культуры безопасности на дороге. В транспортном средстве не должно быть никаких посылов к дорожно-транспортному происшествию, а именно: превышение скорости, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, отсутствие у мотоциклистов и велосипедистов налокотников, наколенников и шлемов, игры детей на дорогах.
Любомир Ференс: Яких помилок припускаються батьки в Україні найчастіше? Чи можна, наприклад, дитячу люльку розміщувати на пасажирському кріслі біля водія?
Олег Картавий: Родители за рулем все же остаются родителями, им нужно всегда опекать своего ребенка. Именно по этой причине возникает желание ставить люльку рядом в момент управления транспортным средством. Но люлька не является средством безопасности для ребенка, который в момент удара вылетает из нее.
Родители должны запомнить: ребенок в машине должен быть контролируемый и зафиксированный.
Євген Павлюковський: Як ви всі ці нюанси доносите до батьків, і як ваша програма зможе охопити якнайбільше батьків України?
Олег Картавий: Мы сейчас проводим тренинги с теми людьми, которые будут носителями информации в массах: с полицейскими, с социальными работниками, с воспитателями, с преподавателями школ и университетов. То есть мы работаем с тем кругом людей, которые пользуются доверием населения.
Также мы проводим занятия с медработниками, в частности, это сотрудники перинатальных центров, роддомов, где как раз и находятся наши респонденты — молодые родители. Им необходимо понимать, что ребенок уже из роддома должен выехать в специализированном автокресле «0+».
Любомир Ференс: Для чого поліцейським тренінги з безпеки дорожнього руху?
Олег Картавий: Полицейский является защитником, и он попадает в категорию людей, которым доверяют. И если полицейский придет в школу и расскажет о безопасности дорожного движения, то ему поверят.
Євген Павлюковський: Який рівень знань щодо безпеки на дорогах ви спостерігаєте в тих, кому ви ці тренінги проводите?
Олег Картавий: Я могу сказать, что те люди, которые приходят на тренинги, уже в любом случае замотивированы, они понимают проблему. Вопрос в том, насколько эту проблему прочувствуют те люди, которым это будет впоследствии поясняться.
Любомир Ференс: Як ви це проконтролюєте?
Олег Картавий: Будем наблюдать за статистикой пострадавших детей на дороге, надеюсь, она будут уменьшатся.
Любомир Ференс: Окрім цих тренінгів плануються ще якісь інші?
Олег Картавий: Безусловно. Сначала мы обозначаем проблему, после этого мы проводим тренинги по первой неотложной помощи. Ведь знание основ по оказанию первой неотложной помощи является минимальным уровнем культуры для любого здравомыслящего человека.
Любомир Ференс: Наскільки культурними є українці на дорогах у порівнянні з мешканцями інших країн, наприклад, східної Європи?
Олег Картавий: Каждый украинец, выезжая на дорогу, понимает, что уровень культуры, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Любомир Ференс: Я мушу вам заперечити: я почав їздити на червоний колір світлофора саме в Європі, дивлячись на європейців.
Олег Картавий: А когда я был в Европе, не мог выйти из дому без светоотражающих элементов на одежде. Европа разная, и нам нужно брать лучшее у нее.
Євген Павлюковський: Можливо, у вас є кілька основних порад щодо правил безпеки на дорогах з дітьми, які ви могли б зараз озвучити?
Олег Картавий: Первое: ребенок младше 12 лет и ростом меньше, чем 1,45 м не должен быть пристегнут взрослым ремнем.
Второе: ни в конем случае родителям или родственникам не стоит держать ребенка, прижимая к себе. Так как при ударе взрослый, двигаясь по инерции вперед, может травмировать ребенка весом своего тела. Либо сила инерции сможет вырвать ребенка из рук взрослого.
Третье: автокресла нужно выбирать по мере развития ребенка, то есть ребенок должен быть в кресле своей весовой категории.
Четвертое: если в машине есть хоть один человек, не закрепленный ремнями безопасности, он является инородным телом, которое может травмировать ребенка, даже если тот будет сидеть в автокресле.
Если мы будем этими критериями пренебрегать, мы не сможем уберечь ребенка.
Слідкуйте за оновленнями в соцмережах: